BELAERONAVIGATSIA

State-Owned Enterprise

Мировой воздушный трафик растет со стремительной скоростью. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, к 2035 году число авиапассажиров достигнет 7,2 миллиарда в год, что почти вдвое больше нынешнего. А одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире Airbus прогнозирует к 2030 году рост мирового флота пассажирских воздушных судов  более чем в два раза - до 31 500 самолетов. Если говорить о воздушном пространстве Беларуси, за последние 20 лет воздушное движение здесь стало интенсивнее в три раза.

В такой ситуации решение вопроса безопасности воздушного движения требует максимальной интеграции государств и гармонизации всех процессов, связанных с выполнением полетов.

Вот почему работа по созданию «Единого европейского неба», совершенствованию качества аэронавигационного обслуживания становится все более актуальной. Одним из прогрессивных шагов в этом направлении  стало создание EAD - Европейской базы данных аэронавигационной информации. Инициатором создания EAD выступила Европейская организация по безопасности аэронавигации Евроконтроль (EUROCONTROL) - ведущая  организация в области управления воздушным движением в Европе со  штаб-квартирой в Брюселле и специализированными офисами во Франции, Люксембурге и Нидерландах.

В V Региональном семинаре EAD приняли участие работники служб аэронавигационной информации Беларуси, Киргизии, Казахстана, Грузии, Украины, Молдовы. Управление аэродромных стандартов и аэронавигации Департамента по авиации Минтранса представлял один из лучших специалистов в области аэронавигации Александр Акуленко. В качестве главных спикеров выступили менеджеры Евроконтроля, EAD, а также представители компании Frequentis, которая разрабатывает коммуникационные и информационные системы в таких областях, как управление воздушным движением, общественная безопасность и транспорт и является основным поставщиком услуг EAD.

Открывая работу семинара, Эммануэль Деттвиллер – представитель Евроконтроля, менеджер по работе с клиентами группы EAD – отметил, что на сегодняшний день EAD – это крупнейшая в мире база данных аэронавигационной информации с гарантированным качеством. Система Европейской базы данных аэронавигационной информации повышает качество и точность данных с использованием международных стандартов и строгих процедур проверки данных. Система EAD постоянно обновляется и совершенствуется. Евроконтроль сотрудничает с самыми передовыми разработчиками. Основные клиенты Европейской базы данных аэронавигационной информации – это непосредственно  поставщики данных и те, кто эти данные использует – пользователи аэронавигационной информации.

Супервайзер EAD Олег Новиков выступил с докладами об основных сервисах Европейской базы данных, новых релизах и планируемых новшествах. Также участникам семинара была представлена информация о сегодняшнем положении дел по внедрению EAD в государствах. Европейские страны практически полностью перешли на единую базу данных EAD, Израиль присоединился в августе 2016 и на сегодняшний день является одним из самых активных пользователей. По его примеру стремятся к сотрудничеству Марокко, а также страны Южной Африки. Это если говорить об аэронавигационных службах государств - провайдеров данных. Пользователями же этих данных являются авиакомпании со всего мира, частные пилоты, производители и поставщики авиационного оборудования – словом все предприятия и частные лица, имеющие отношение к авиации. Так, из недавно присоединившихся к базе данных - Emirates Airlines — одна из крупнейших авиакомпаний мира, AZUR air — российская чартерная авиакомпания.

Справочно. Республика Беларусь в лице государственного предприятия «Белаэронавигация» стала полноправным клиентом Европейской аэронавигационной базы данных аэронавигационной информации (EAD) в 2011 году.

Сегодня службу аэронавигационной информации Республики Беларусь представляет самостоятельный отдел предприятия, включающий в себя группу НОТАМ, группу картографии и группу публикации. Всего 16 человек во главе с начальником отдела Олегом Хомутянским.

Основные функции отдела - сбор, анализ, проверка, редактирование и опубликование документов аэронавигационной информации, а также осуществление международного обмена аэронавигационной информацией. Огромная заслуга отдела – создание и постоянное сопровождение электронного сборника аэронавигационной информации Республики Беларусь (AIP).

В 2014 году отдел аэронавигационной информации «Белаэронавигации» сертифицирован на соответствие деятельности по предоставлению аэронавигационных услуг требованиям международного стандарта ISO 9000 «Система менеджмента качества» и получил сертификат соответствия международного образца. Работая в тесном взаимодействии с Европейской организацией по безопасности воздушной навигации EUROCONTROL, «Белаэронавигация» вносит свой значимый вклад в создание общеевропейской системы управления воздушным движением, обеспечение упорядоченных потоков воздушного движения и безопасности полетов в Европейском воздушном пространстве.

Тему международных NOTAM - извещений, рассылаемых средствами электросвязи и содержащих сведения об изменении аэронавигационной информации - участники совещания смогли обсудить с экспертом EAD Владимиром Карпенко. Наряду со статичными данными, которые составляют AIP (сборники аэронавигационной информации государств), большое значение имеют и эти короткие оперативные извещения. Причем, как отметил эксперт, с каждым годом их издается все больше. В 2013 г. был преодолен рубеж в 1 миллион NOTAMов, переданных в течение года. В среднем это почти три тысячи извещений в день! Участники семинара задавали вопросы, обсуждали проблемные ситуации, которые могут возникать в процессе издания NOTAM и доведения их до пользователей.

Об IT – обеспечении Европейской базы данных аэронавигационной информации, ее технических аспектах рассказал представитель компании Frequentis, консультант EAD Александр Бойко.

Семинар продолжался три дня, но, несмотря на сложность и специфичность информации, прошел на одном дыхании. Во-первых, потому что собрались специалисты узкой направленности с разных стран и им действительно было о чем поговорить и что обсудить. К тому же организация мероприятия была на таком достойном уровне, что гости столицы остались в восторге от гостеприимства белорусских коллег. На закрытии семинара прозвучали благодарности в адрес Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций и государственного предприятия «Белаэронавигация». Следующий региональный семинар по вопросам EAD планируется провести в сентябре следующего года в Украине.